Пояснительная записка к учебному плану на 2022-2023 учебный год План организации непосредственно образовательной деятельности по реализации Основной общеобразовательной программы-образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 25 «Солнышко» составлен в строгом соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность дошкольных образовательных учреждений: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.08.2015г. N 41); Приказ Минобрнауки РФ №1155 от17.10.2013 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384); Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Положение о лицензировании образовательной деятельности, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277. Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 Учебный план МАДОУ «Детского сада № 25 «Солнышко» на 2022 – 2023 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября 2022г. и заканчивается 31 мая 2023г. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2022-2023г. в МАДОУ функционирует 6 общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: Вторая группа раннего возраста (2-3 года) – 1 группа Младшая группа ( 3-4 года) - 2 группы Средняя группа (4-5 лет) - 1 группы Старшая группа (5-6 лет) - 1 группа Подготовительная к школе группа 6-7 (8) лет – 1 группа Учебный план МАДОУ № 25 «Солнышко» соответствует Уставу МАДОУ, общеобразовательной и парциальным программам, обеспечивая выполнение требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг. В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. 1 В инвариантную часть плана включены четыре направления, обеспечивающие физкультурно-оздоровительное, познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие детей. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", «Речевое развитие» входят в расписание непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планировании. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13): Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в группе раннего возраста не должна превышать 20 минут, - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, - в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 10-15 мин для младших групп и 25 – 30 минут для старшей и подготовительной группы. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. 2 Во второй группе раннего возраста (2-3 года) НООД организуется в совместной деятельности ребенка и взрослого. Форма организации занятий детей 3 - 7 лет (фронтальные). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МАДОУ №25 предусматривает как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению МАДОУ. План реализуется по пяти образовательным областям, обеспечивающим развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: I. Познавательное развитие: ознакомление с предметным окружением, развитие познавательно – исследовательской деятельности, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы, формирование элементарных математических представлений. II. Речевое развитие: коммуникация (развитие речи, подготовка к обучению грамоте), приобщение к чтению художественной литературы. III. Социально-коммуникативное развитие: социализация, нравственное, трудовое воспитание, формирование основ безопасности. IV. Художественно –эстетическое развитие: приобщение к искусству, изобразительная деятельность, конструктивно- модельная деятельность, музыкальная деятельность. V. Физическое развитие: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, физическая культура. Познавательно-речевое развитие включает в себя дополнительную образовательную деятельность по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе, а также непосредственно образовательную деятельность по экологическому воспитанию старших дошкольников (по программе «Юный эколог» автора: Николаевой С. Н.). Художественноэстетическое развитие реализуется через включение в учебный план ООД по художественному труду в старшей и подготовительной группе, а также занятий по изобразительной деятельности по программе «Цветные ладошки» Лыковой И. А. На основе плана составлено расписание организованной образовательной деятельности, что способствует регуляции нагрузки, оптимальному чередованию различных видов деятельности, предупреждению утомляемости. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, занятия музыкально – эстетического цикла и др. Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МАДОУ № 25 и направлена на реализацию парциальных программ, которые являются дополнением к Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Вариативная часть составляет не более 40% от общей учебной нагрузки. 3 Группы общеразвивающей направленности Младший дошкольный возраст Виды НОД Кол-во в неделю, длительность Двигательная 3 (10-15 минут) Социальнокоммуникативное (Познавательноисследовательская) 1 (10-15минут) Интеграция видов деятельности игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная, двигательная игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная, двигательная Продуктивная (Рисование/Лепка, Аппликация/Конструир ование) 2 (10-15 минут) игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная, двигательная Коммуникативная 1 (10-15 минут) Музыкальнохудожественная 2 (10-15 минут) игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная, двигательная игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная, двигательная Итого: 10 Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Виды НОД Двигательная Социально-коммуникативное (Познавательноисследовательская) Познавательная (ФЭМП) Кол-во в неделю, длительность 3 (20 минут) 1 (20 минут) Интеграция видов деятельности игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная познавательно-исследовательская, коммуникативная 1 (20 минут) познавательно-исследовательская, коммуникативная Изобразительная (Рисование/Лепка, Аппликация/Конструирование) 2 (20 минут) художественно-эстетическое развитие, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная Коммуникативная (Развитие речи) 1 (20 минут) коммуникативная, восприятие художественной литературы Музыкально-художественная 2 (20 минут) игровая, коммуникативная, художественной литературы, двигательная Итого: восприятие музыкальная, 10 4 Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Виды НОД Кол-во в неделю, длительность 3 (20 - 25 минут) 2 (20 - 25 минут) Двигательная Социально-коммуникативное (Познава-тельноисследовательская) Познавательная (ФЭМП) Интеграция видов деятельности игровая, музыкальная, двигательная познавательно-исследовательская, коммуникативная, познавательно-исследовательская, коммуникативная игровая, изобразительная, музыкальная 1 (20 - 25 мин) 3 (20 - 25 минут) 2 (25 минут) Изобразительная Коммуникативная (развитие речи), подготовка к обучению грамоте Музыкально-художественная коммуникативная, восприятие художественной литературы игровая, музыкальная, двигательная 2 (25 минут) 13 Итого: Старший дошкольный возраст (6-7 лет) Виды НОД Двигательная Социально-коммуникативное (Познавательноисследовательская) Познавательная (ФЭМП) Кол-во в неделю, длительность 3 (30 минут) 2 (30 минут) Интеграция видов деятельности игровая, музыкальная, двигательная 2 (30 мин) 3 (30 минут) 2 (30 минут) 2 (30 минут) 14 познавательно-исследовательская, коммуникативная игровая, коммуникативная, изобразительная, музыкальная коммуникативная, восприятие художественной литературы игровая, музыкальная, двигательная Изобразительная Коммуникативная, подготовка к обучению грамоте Музыкально-художественная Итого: познавательно-исследовательская, коммуникативная ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Виды НОД 2 гр.ран. возраста мл. гр. Ср. гр. Ст. гр. Под. гр. Двигательная Познавательно-исследовательская ФЭМП (1 мл.гр. - сенсорное) Изобразительная (Рисование, лепка, аппликация и конструирование) Коммуникативная (Развитие речи) Подготовка к обучению грамоте Музыкальная Итого Итого в часах 3 1 2 3 1 1 2 3 1 1 3 3 2 1 3 3 2 1 3 2 1 2 2 10 10 1,6 2,5 ч. (100 мин) (150 мин) 1 2 11 3,6ч. (220 мин) 1 1 1 1 2 2 13 14 5,4 ч. 7 ч. (325 мин) (420 мин) 5 График проведения занятий (непосредственно образовательной деятельности) в группах общеразвивающей направленности № п/ п Виды занятий ( НОД ) Вторая группа Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная раннего возраста группа кол-во Нед Год длите кол-во длите льно Нед льно год сть сть кол-во нед Год длит кол-во ельн нед. год ость длит ельн ость длит ельн Год ость кол-во нед Развитие речи 2 72 10 1 36 15 1 36 20 0,5 18 25 Подг. к обучению грамоте 36 30 1 37 25 1 2 Познавательная деятельность ФЭМП (сенсорное) 0,5 18 10 - 0,5 18 25 Ознаком с окр миром 0,5 18 10 1 36 15 0,5 18 20 1,5 54 25 1 36 30 3 Изобразительная деятельность 0,5 18 10 рисование 0,5 18 25 0,5 18 30 0,5 18 10 лепка 25 0,5 18 30 аппликация 0,5 18 15 0,5 18 20 0,5 18 25 0,5 18 30 конструирование 0,5 36 15 1 36 20 1 36 1 36 4 Двигательная 3 108 10 3 108 15 3 108 20 3 108 25 3 108 30 1 18 10 1 36 15 1 36 20 5 Музыкальное 0,5 18 25 1 18 30 развитие 288 7 252 7 252 8,5 288 8,5 306 ИТОГО в обязательной 8 части в неделю/в год Фактическая о.ч. % 80% 70% 63% 65% 60% ЧФУ Художественно-эстетическое развитие И.Новоскольцева,И.Капл 1 36 10 1 36 15 1 36 20 1,5 36 25 1 36 30 унова «Ладушки» И.А.Лыкова 1 36 10 1 36 1 36 20 1 36 25 1,5 36 30 «Цветные ладошки» Физическое развитие Речевое развитие/ Подготовка к обучению грамоте Ушакова О.С. 0,5 18 25 1 36 30 «Развитие речи» Социально-коммуникативное развитие И.А.Лыкова «Мир Без 1 36 20 Опасности» Познавательное развитие Новикова «Математика в 1 36 15 1 36 20 0,5 18 25 1 36 30 детском саду» А.Д.Шатова «Тропинка в 1 36 30 экономику» Всего 2 72 3 108 4 144 4,5 162 5.5 198 образовательных ситуаций по ЧФУ Фактическая ЧФУ 30% 37% 35% 40% 20% программы % 10 360 10 360 11 396 13 468 14 504 ИТОГО в неделю/ в год Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности (СанПиН 2.4.1.3049–13 п.11.11 (с изм. от 27.08.15) Не менее 10 минут 1 Примечание. Социально-коммуникативное развитие, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, игровая деятельность, осуществляются ежедневно в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. 6