Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем: выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью; подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей; актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения. Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма. Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности: 1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии; 2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение; 3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий. Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей. Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей. . Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения. 1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников; 2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности; 3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения): · Выраженное стремление к музыкальной деятельности 1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано 2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене 3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества · Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности: 1. инициативность - безынициативность; 2. креативность, эвристичность - репродуктивность; 3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность; 4. спонтанность - аккуратизм; 5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность · Характер общения и поведения на музыкальных занятиях 1. заинтересованность 2. инициативность 3. активность 4. творческость · Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики) 1. Высокий 2. Средний 3. Низкий · Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики) 1. Высокий 2. Средний 3. Низкий Динамика развития ребенка Маршрутная карта развития ребёнка ________________________________________________________ Фамилия и имя ребенка Деятельность Слушание Пение МРД (муз.ритмич.движения) Самостоятельная музыкально-певческая деятельность Самостоятельная музыкально-танцевальная деятельность Способность к театрально – музыкальному и игровому творчеству Учебный год 20____- 20____ Н.г К.г. Учебный год 20____- 20____ Н.г. К.г. Учебный год 20____- 20____ Н.г. К.г Учебный год 20____- 20____ Н.г. К.г. Заключение Вывод: Рекомендации_____________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений. Задачи: 1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их естественное звучание; 2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки; 3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении; 4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение; 5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении. Структура занятий: 1 . Артикуляционная гимнастика. Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы; 2. Интонационно – фонетические упражнения. 3. Упражнения на дыхание. Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание; 4. Основная часть - вокально-хоровая работа. 4.1. Распевание; 4.2. Пальчиковые и подвижные игры; 4.3. Работа над песней: 4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия); 4.3.2. Прослушивание; 4.3.3. Беседа, разъяснение текста; 4.3.4. Повторное исполнение; 4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия): 4.4.1. Работа над звукообразованием; 4.4.2. Работа над звуковедением; 4.4.3. Работа над дыханием; 4.4.4. Работа над ансамблем; 4.4.5. Работа над дикцией; 4.5. Закрепление (1 – 2 занятия). 4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни. Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование. Перспективный план работы Период прохождения материала Программное содержание Репертуар Сентябрь октябрь - Расширять диапазон детского голоса; - Закреплять у детей умение точно переда-вать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне; - Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы; - Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни; - Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией; - Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению; - Учить петь хором, небольшими ансамбля-ми, по одному, с музыкальным сопровождением и без него; Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; - Добиваться выразительного исполнения песен; - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни; - Стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста); Совершенствовать умение правильно сидеть и стоять во время пения. Дыхательные упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы». Артикуляционные упражнения: Iблок. Подвижные игры:«Ёлочка», «Синий шар», «Каша». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Кукушка»Е.Тиличеевой, «Бубенчики»Е.Тиличеевой, «Качели» Е.Тиличеевой. Песни: «Кукушка» А.Варламова, «Если добрый ты» Б.Савельева, «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского. Творческие задания: «Самолёт» Т.Бырченко, сочинение марша, колыбельной. Ноябрь декабрь - Уточнять умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции; - Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз; - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии; - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки; Дыхательные упражне-ния: «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка». Артикуляционные упражнения:I и II блок. Подвижные игры: «Тарелка», «Чашка», «Утки». Ноябрь декабрь - Учить детей удерживать интонацию на одном звуке; - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом; - Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; - Правильно выполнять логические ударения; - Продолжать учить детей чисто интониро-вать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту; - Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх; - Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.); - Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька); - Контролировать певческую установку во время пения. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Барабан» Е.Тиличеевой, «Как под наши ворота» (р.н.п.), «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни: «Голубой вагон» В.Шаинского, «Спляшем Ваня» А.Варламова, «Гномики» К.Костина. Творческие задания: «Снежок» Т.Бырченко, «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая». Январь февраль - Продолжать учить различать и самостоя-тельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; - Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии; Упражнять в чёткой дикции; - Формировать хорошую артикуляцию; - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков; - Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; - Чисто интонировать в заданном диапазоне; - Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием; - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; Добиваться выразительного исполнения песен различного характера; Дыхательные упражнения: «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец». Артикуляционные упражнения: I, II, III блоки. Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Небо синее» Е.Тиличеевой, «Бубенчики» Е.Тиличеевой, «Труба» Е. Тиличеевой. Песни: «Где водятся волшебники?» М.Минкова, «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского, Январь февраль - Петь с музыкальным сопровождением и без него; Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение; Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество детей; - Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические упражнения (Приложение №2). «Три весёлых зайчика» К.Костина, «Бабочка» А.Варламова. Творческие задания: «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой. Март – апрель - май - Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмичес-кого рисунка мелодии на фланелеграфе; Продолжать упражнять в умении удержи-вать интонацию на одном повторяющемся звуке; - Закреплять навык звуковысотной ориенти-ровки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше – ниже; - Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале; - Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, ре2); - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения; - Закреплять навык естественного звукообразо-вания, умение петь легко, свободно, без напряжения; - Следить за правильным дыханием; - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую; - Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.); Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.; Дыхательные упражнения: «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад». Артикуляционные упражнения: I, II, III блок. Подвижные игры: «Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка». Интонационнофонетические упражнения. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка, «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни: «Самая счастливая» Ю.Чичкова, «Дорога добра» М.Минкова, «Кот Мурлыка» Л.Олифировой, «Кашалотик» Р.Паулса. Творческие задания: «Осенью», «Весной» Г.Зингера, «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В Агафонникова. Для определения направлений и форм работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников. Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников. Формы контроля: - собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей; - прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения. Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала. Форма контроля: - творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение. Форма контроля: - отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников. Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением. Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом. Планируемый результат. наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах); владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм); умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия: разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания; организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью; способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей; организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров. Деятельность вокально - хоровой группы «Говорушечки» «Музыка начинается Тематическая направленность: с пения» Курт Закс(нем муз) Реализация творческого потенциала ребёнка, развитие комплекса умений, совершенствование певческих навыков Списочный состав вокально- хоровой группы на 2016-2017уч. г. 1.Степанова Дарья 2.Янкина Кира 3.Поротникова Анна 4.Плаксина Милана 5.Смолякова Надежда 1.Бабин Михаил 2.Васильев Дмитрий 3.Остроухов Сергей 4.Сизов Артём 5.Дутов Богдан Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)