Положение о логопедическом пункте_2024.docx

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25
декабря 2023 года, Инструктивным письмом Минобрнауки России от 14.12.2000г № 2 «Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
Приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», а также Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Настоящее локальный акт определяет цель и задачи, порядок создания и направления
деятельности логопедического пункта в ДОУ, материально-техническую базу и финансовое
обеспечение работы, регламентирует его комплектование, организацию, а также
устанавливает обязанности, права и ответственность участников коррекционнообразовательных отношений и перечень необходимой документации.
1.3. Данное Положение направлено на реализацию ФГОС дошкольного образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 года с изменениями от
8 ноября 2022 года, Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями от 28 апреля 2023 года, а
также Конвенции о правах ребенка.
1.4. Логопедический пункт (далее - логопункт) открывается заведующим ДОУ при наличии
соответствующих
нормативно-правовых,
материально-технических,
программнометодических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления отклонений в
развитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.5. Настоящий локальный акт регламентирует деятельность ДОУ по вопросам организации
работы логопедического пункта на территории дошкольного образовательного учреждения,
устанавливает основные направления, регулирующие правовую, образовательную и
коррекционную деятельность логопункта, гарантирует возможности для получения
логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи, обеспечивает условия
для их личностного развития, педагогической реабилитации.
1.6. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ
вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 25 детей с легкими речевыми
нарушениями, в возрасте 4-7 лет на одну ставку).
1.7. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по
решению Учредителя или заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2. Цель и основные задачи логопедического пункта
2.1. Логопедический пункт создается в целях оказания коррекционной помощи
воспитанникам ДОУ, имеющих нарушения в развитии устной речи, в освоении ими
образовательной программы дошкольного образования.
2.2. Основные задачи логопункта:
 выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;
 определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или)
компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также
индивидуально-личностных особенностей детей;
 осуществления необходимой коррекции нарушения звукопроизношения у детей
дошкольного возраста;
 предупреждение нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного
возраста;
 формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
 воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению
эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
 реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с






получением специальной помощи в развитии речи;
осуществление пропаганды логопедических знаний среди педагогов ДОУ, родителей
воспитанников (законных представителей);
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
интеграция воспитания и обучения детей с получением специализированной помощи
в развитии речи;
распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью
профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса
логопедического воздействия.

3. Направления деятельности логопедического пункта
3.1. Выделяют следующие направления логопункта ДОУ:
3.1.1. диагностическое;
3.1.2. коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и
компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего
вида деятельности);
3.1.3. информационно-методическое:
 оказание
консультативной помощи педагогам и родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
 организация
взаимодействия
всех
субъектов
коррекционно-развивающей
деятельности;
 организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в
соответствии с требованиями к его оснащению;
 сбор информации о деятельности логопедического пункта детского сада и её анализ.
4. Порядок создания логопункта
4.1. Логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении открывается при
необходимости исправления нарушений речи у дошкольников 4-7 лет на основании данных
обследования детей.
4.2. Логопедический пункт создается приказом заведующего ДОУ в срок до октября
текущего года на основании утвержденного психолого-педагогическим консилиумом (далее
- ППк) списочного состава детей с нарушениями речи.
4.3. Решение об открытии логопедического пункта рассматривается на Совете ДОУ,
возможность открытия логопункта фиксируется в Уставе дошкольного образовательного
учреждения, разрабатывается и утверждается “Положение о логопедическом пункте в ДОУ”.
4.4. Заведующий дошкольным образовательным учреждением обеспечивает создание
условий для проведения с детьми коррекционной и педагогической работы; подбирает
учителей-логопедов для коррекционной работы.
4.5. На должность учителя-логопеда назначается лицо с высшим педагогическим или
дефектологическим
образованием,
владеющее
методами
нейропсихологического
обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций,
индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и
практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в
соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
5. Комплектование логопедического пункта
5.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному
принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих дошкольное
образовательное учреждение.
5.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопедическом пункте осуществляется по
заключению ППк, на основании приказа заведующего дошкольным образовательным

учреждением и заявления родителей (законных представителей) воспитанника.
5.3. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие следующие нарушения в речевом
развитии:
 фонематические;
 фонетико-фонематические;
 фонетико-фонематические с дизартрическим компонентом.
5.4. Не подлежат приёму на логопедический пункт ДОУ дети с тяжёлыми нарушениями речи
(ОНР - I, II, III уровней, дизартрия, алалия и задержкой психического развития). Родителям
(законным
представителям)
таковых
детей
рекомендуется
направление
в
специализированные дошкольные учреждения, в которых есть логопедические группы для
достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. В случае
отказа родителей (законных представителей) воспитанника от перевода ребёнка со сложной
речевой патологией в специализированные группы учитель-логопед детского сада не несёт
ответственности за полное устранение дефекта.
5.5. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по
коррекции речи от 12 до 20 детей в течение года.
5.6. Учитель-логопед ДОУ в течение учебного года проводит обследование речевого
развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3-х летнего
возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей с 4 до 7 лет
для коррекционной работы и представляется в 3-х экземплярах в ППк.
5.7. На ППк для зачисления ребенка в логопедический пункт необходимо предоставить те же
документы, что и зачисления в логопедическую группу.
5.8. Прием детей на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения
производится по мере освобождения места в течение всего учебного года.
5.9. Утверждение списочного состава воспитанников, посещающих логопедический пункт,
осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением.
6. Организация деятельности логопедического пункта
6.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на
логопункте дошкольного образовательного учреждения являются индивидуальные и
подгрупповые занятия.
6.2. Занятия с детьми на логопедическом пункте ДОУ проводятся ежедневно, как в часы
свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику,
утвержденному приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
6.3. Продолжительность занятий не должна превышать времени, предусмотренному
физиологическими особенностями возраста детей и СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.4. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп
зависит от характера нарушения речевого развития. Длительность проведения
индивидуальных занятий от 10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут.
6.5. Начало и продолжительность учебного года на логопедическом пункте соответствует
работе дошкольного образовательного учреждения.
6.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных
особенностей воспитанников ДОУ и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими
фонетические нарушения речи (ФНР), 1 год - с детьми, имеющими фонетикофонематические нарушения речи (ФФНР); 2 года - с детьми, имеющими фонетикофонематические нарушения речи с дизартрическим компонентом.
6.7. Организация всей коррекционной деятельности на логопункте ДОУ обеспечивается:
 своевременным обследованием детей;
 рациональным составлением расписаний совместной образовательной деятельности с
детьми;

планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы;
оснащением логопункта дошкольного образовательного учреждения необходимым
оборудованием и наглядными пособиями;
 совместной работой учителя-логопеда с воспитателями и родителями (законными
представителями) воспитанников.
6.8. С целью оптимизации коррекционной деятельности с родителями детей, посещающих
занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии, заявление о
зачислении ребенка на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
6.9. Воспитанники ДОУ выпускаются из логопедического пункта после обследования
специалистами ППк в течение учебного года. Списки детей-выпускников оформляются
протоколом в трёх экземплярах по единой форме.
6.10. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном
логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 ч. отводится на
непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на организационнометодическую и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями
(законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
6.11. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных требований и
речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в
формировании речи воспитанника, слышать дефекты речи, обращать внимание на чистоту
произношения.
6.12. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками ДОУ занятий несут
родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед, воспитатель и
заведующий дошкольным образовательным учреждением.



Сайт положений для ДОУ http://ohrana-tryda.com

7. Участники коррекционно-образовательной деятельности
7.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений на логопункте дошкольного
образовательного учреждения являются ребенок, родители (законные представители)
воспитанника, учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель.
7.2. Обязанности учителя-логопеда ДОУ:

проведение обследования речевого развития детей ДОУ, своевременное выявление
детей с первичной речевой патологией;

регистрация списка воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи,
оптимальное комплектование групп;

определение периодичности, продолжительности проведения индивидуальных и
подгрупповых занятий на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;

планирование и осуществление качественной коррекционной работы с детьми,
зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии
устной речи;

составление индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в дошкольное
образовательное учреждение;

оказание консультативной помощи детям и родителям (законным представителям)
воспитанников;

отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников ДОУ,
зачисленных на логопедический пункт;

корректировка содержания коррекционной работы, методов, приемов логопедической
помощи воспитанникам;

оказание консультативной помощи педагогическим работникам детского сада,
родителям (законными представителями) воспитанников в определении причин

нарушений речи, информирование их о ходе коррекционной работы, дача
рекомендаций;

осуществление работы по взаимодействию с воспитателями ДОУ, педагогомпсихологом, врачами-специалистами детской поликлиники и специалистами ППк;

информирование участников педагогического совета о задачах, содержании и
результатах работы на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;

повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей)
воспитанников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста,
имеющих речевые нарушения;

ведение необходимой документации по планированию, проведению коррекционной
работы;

участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

составление ежегодного отчета по итогам работы.
7.3. Права учителя-логопеда:

самостоятельно отбирать методы и приёмы коррекционной работы с воспитанниками
дошкольного образовательного учреждения;

повышать свою профессиональную квалификацию и проходить аттестацию в
соответствии с действующими нормативными документами;

осуществлять связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии.

контролировать выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию
детей, зачисленных на логопедический пункт дошкольного образовательного
учреждения.
7.4. Ответственность учителя-логопеда

учитель-логопед, осуществляющий деятельность в логопедическом пункте ДОУ,
несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной
речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного
обучения детей с нарушениями речи.
7.5. Воспитатель ДОУ:

создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и
профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы;

проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы
дошкольного образования воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт;

наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки
формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов
развития устной речи;

планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому
развитию детей, зачисленных на логопедический пункт;

участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий,
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с
учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников ДОУ,
зачисленных на логопедический пункт;

осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на
логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в
течение дня.

взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями)
воспитанников ДОУ по вопросам освоения образовательной программы детей,
зачисленных на логопедический пункт.

вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников,
зачисленных
на
логопедический
пункт,
обеспечивает
заинтересованность в ее результативности.
7.6. Администрация ДОУ:

обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы;

подбирает педагогических работников для коррекционной работы.

обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием, учебнонаглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно
рекомендуемому списку.
7.7. Учитель-логопед и воспитатели обязаны соблюдать права детей, занимающихся на
логопедическом пункте в детском саду, внимательно относиться к воспитанникам,
сотрудничать в плане коррекционной работы с родителями (законными представителями)
воспитанников.
7.8. Воспитанник с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о
правах ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и ФГОС
дошкольного образования.
7.9. Родители (законные представители) воспитанника создают в семье условия
благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с
педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения по преодолению
речевых нарушений ребенка.


8. Управление логопедическим пунктом
8.1. Непосредственно руководство работой логопедического пункта осуществляется
заведующим дошкольным образовательным учреждением, в ведении которого находится
логопедический пункт.
8.2. Контроль над работой логопедического пункта осуществляется заведующим
дошкольным образовательным учреждением.
9. Документация логопедического пункта
9.1. Для фиксирования коррекционно-образовательной деятельности учитель-логопед ведет
на логопункте ДОУ следующую документацию:
1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками,
зачисленными на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
4. Выписка из протокола заседания ППк по вводу и выводу детей из логопедического
пункта.
5. Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
6. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника, зачисленного
в логопедический пункт.
7. Акт обследования речевой деятельности.
8. Индивидуальные тетради воспитанников.
9. Журнал первичного обследования детей дошкольного образовательного учреждения.
10. Список воспитанников ДОУ, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на
начало каждого учебного года по результатам первичного обследования.
11. Планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с детьми.
12. График работы учителя-логопеда.
13. Журнал учета движения детей на логопункте.
14. Журнал учета посещаемости.

15. Паспорт логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
16. Рабочая программа.
17. Отчет о результатах работы за учебный год.

10. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопункта
10.1. Для логопедического пункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям
действующих СаНПиН.
10.2. Не рекомендуется размещать на стенах логопедического пункта картины, рисунки и
таблицы, не связанные с коррекционной деятельностью.
10.3. На администрацию дошкольного образовательного учреждения возлагается
ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и
ремонт.
10.4. Логопедический пункт финансируется дошкольным образовательным учреждением, на
базе которого он создан.
Оригинал положения http://ohrana-tryda.com/node/2225

11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Советом ДОУ и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».